Теосинтез

Теосинтез

метод развития и тренировки инструментального мышления, основанный на целенаправленном развитии креативных способностей, а также экспертных и аналитических навыков мышления за счёт формирования у человека новых, искусственно созданных им же, нейронных связей. И, как следствие, более эффективных алгоритмов мышления.

Описание метода

Теосинтез® – метод развития и тренировки инструментального мышления, основанный на целенаправленном развитии креативных способностей, а также экспертных и аналитических навыков мышления за счёт формирования у человека новых, искусственно созданных им же, нейронных связей. И, как следствие, более эффективных алгоритмов мышления.

Инструментальное мышление - это вид рационального мышления, основанный на практическом, утилитарном, обыденном поведении человека. Одним из методов тренировки такого типа мышления является теосинтез.

Метод Теосинтез® основан на целенаправленном развитии креативных, экспертных и аналитических навыков мышления. Для получения наиболее эффективных алгоритмов построения логических связей человек искусственно формирует для себя новые нейронные связи.

Неокортекс – часть мозга, отвечающая за выполнение его функций более высокого порядка, включая познание, сенсорное восприятие и сложный моторный контроль. Алгоритмы теосинтеза записываются на неокортекс человеческого мозга и используются для управления рефлексами и принятием решений. Примером данного способа является программное обеспечение искусственного интеллекта.

В случае Теосинтез® исходным кодом являются привычки и паттерны, прописанные в неокортексе, а транслятором – человеческое мышление.

Основы метода

В основу метода заложены распространенные способы работы с человеческим сознанием, такие как:

  • коучинг
  • менторинг
  • когнитивная психология
  • психотерапия
  • нейропсихология в интеграции с нейротеологией (междисциплинарной наукой на пересечении религии и теологии с когнитивными нейронауками).

Все вышеперечисленные методы основаны на развитии, образовании и воспитании вариативных форм мышления.

Принципы работы теосинтеза могут быть описаны языком программирования и объяснены на основе доказательных прикладных наук: нейрофизиологии, нейробиологии, психологии, философии, медицины. Метод использует знания о когнитивных функциях человека.

Основной целью использования метода Теосинтез® является «гармонизация» жизни и закрытие гештальтов, путем тренировки сверхэффективного мышления, позволяющего построить декомпозицию любой поставленной задачи. Подобный тип конструирования матрицы реализации проекта может быть применен во всех сферах жизни человека – бизнесе, межличностных отношениях, здоровье и др.

Итогом использования сверхэффективного мышления является получение удовлетворения материальным результатом, соответствующим поставленной в проекте цели.

История метода

Наука и религия во все времена были в активном взаимодействии друг с другом. Стремление человека найти связь своего представления и понимания окружающего мира с чем-то высшим, глубоко определяющим наше развитие, прослеживается во всех исторических хрониках.

К примеру, Аристотель – представитель античной науки, по праву считающийся отцом современного естествознания, был создателем религиозно-философских принципов, вошедших впоследствии и в христианское мышление.

Каббала – мистическое учение иудаизма, которое объясняет устройство высших миров в качестве архетипов, на основе которых функционирует окружающий нас мир. Учение построено на знаниях, существовавших в междуречье Тигра и Евфрата в цивилизации Халдеев (вавилонское Kaldu, ивр. שְׂדִּים — Касдим, греч. Χαλδαίοι).

Халдеи считаются основателями астрологии и астрономии, а также первой цивилизацией, которая провозгласила бессмертие души и сформулировала его как понятие.

Прикладная каббала рассматривает Тору (Библию) как закодированный текст, который можно расшифровать с помощью специальных техник и постичь сакральное, скрытое, находящееся за гранью понимания. Сегодня каббала является частью наследия библейских пророков: на нем основана западная цивилизация.

Наука, в свою очередь, своим происхождением обязана религии: храмы древневосточных цивилизаций были «домом» просвещения, являлись первыми образовательными учреждениями.

В XV веке польский священник Николай Коперник опроверг общепринятое на тот момент представление о геоцентрической системе мира в Книге «О вращении небесных сфер» и научно описал предположения о том, что Земля вращается вокруг Солнца, а не наоборот. «Сам Коперник показал образец того, как в одном человеке и в его сознании могут абсолютно автономно сосуществовать ученый и верующий человек».

В XVI веке философ Джордано Бруно объявил, что он «учитель более совершенного богословия, сын неба и матери-земли», за что тогда его обвинили в лжеучении.

Уже в XVII веке великие ученые Ньютон, Декарт, Кеплер и Паскаль не ощущали на себе никаких «конфликтов» науки и религии. Гении XVIII века – Ломоносов, Гершель, Эйлер – исходили в своем изучении природы из теистического мировоззрения и рассматривали многие аспекты именно через призму синтеза науки и религии. Открытия совершались путем исследований окружающего мира, используя те принципы, которые сейчас сформулированы в методе Теосинтез®.

В XIX-XX веках ученым пришло понимание тесной связи науки и религии. Физик-теоретик Альберт Эйнштейн утверждал, что «вера в осмысленность мироздания вдохновляет исследователей и открывает для них бо́льшие возможности». При таком взгляде на границы сфер науки и религии отпадает всякое «противоречие» между ними.

Две полярные сферы деятельности человеческой мысли объединяет одно общее намерение – поиск ответов на фундаментальные вопросы жизни и вдохновение человечества на дальнейшее развитие.

Наука может быть определена как знание, основанное на рациональном мышлении и систематическом изучении фактов. Такой метод базируется на наблюдении и эксперименте.

В 90-е годы XX века, благодаря новым коммуникационным технологиям, стала прослеживаться научная и культурная диффузия во всех областях жизни. Например, медицинский опыт и достижения разных стран начали смешиваться в единую концепцию, элементы восточной медицины стали проникать в западную, появилась холистическая медицина.

Знания из областей психологии и психиатрии стали использоваться не только в медицине, а применяться в бизнесе, маркетинге и рекламе. Начали появляться новые направления психологии. Многие ученые получили возможность открыто и громко говорить о важности глубокого синтеза научного и религиозного, рационального и иррационального восприятия мира. Появилась такая отрасль науки, как нейротеология.

Кэролайн Лиф – специалист XXI века в области когнитивной психотерапии, говорит о взаимоотношении религии и науки следующее: «Наука — невероятный Божий дар, с помощью которого мы можем объяснить загадочный процесс сотворенного Богом мира, и то, как этот мир функционирует. И только человек представляет ее так, как будто она противоречит всему, что Бог создал».

Многие современные передовые ученые осознали, как ценно не только опираться на современные технологии, но и черпать знания из древних источников и применять их практически, с осознанием сегодняшних потребностей человека. Психотерапевты, нейробиологи и другие представители смежных профессий пришли к практическому использованию в своей работе подобного опыта, т.к. он приносил видимые результаты.

Данный подход основывается на методе, история которого уходит в древнейшие времена и начинает свое существование еще в Шумерских цивилизациях. Первым методологом подхода в современной России стал мастер мышления Игорь Кац. Он подробно описал и определил метод как «Теосинтез®», а также адаптировал его к осознанной, компетентной, профессиональной работе с мышлением.

Инструкция по применению

Составляющие метода

Один из ключевых и базовых подходов метода основан на рассмотрении жизни человека, как цельного проекта, который можно разложить в виде 7 составляющих, на которых сфокусировано управленческое внимание человека: благополучие, признание, безопасность, здоровье, любовь, свобода и польза.

После чего составляющие необходимо вновь собрать в единое целое и полностью взять в своё управление из мета-уровня (так называемой 8-ой составляющей, точки бесконечности (неограниченности), точки управления инновациями).

Данный этап представляет собой сборку цельного, единого видения любой системы посредством перевода из эмоционально-чувственного восприятия (реагирующего) в рационально технологическое (влияющее).

Итогом такого деления является формирование управленческой позиции по отношению к рассматриваемому проекту. При этом задача пользователя метода заключается в переводе концептуального видения жизни в проектное, на основе которого можно разработать конкретный план, стратегию или техническое задание, в котором все внутренние процессы из 7 составляющих отчетливо понятны и поддаются управлению.

Подобный подход позволяет человеку последовательно выполнять план, исходя из управленческой логики (логики проектировщика - архитектора).

Позиции «Я – ПРИЧИНА» и «Я – СЛЕДСТВИЕ»

Любой результат – это следствие того, что человек сделал в состоянии выбора из множества интерпретаций смысла, принял решение и совершил действие.

Процесс достижения цели включает в себя цепочку:

  • выбор
  • решение
  • действие
  • результат (положительный или отрицательный, желаемый или нет)

Ключевая идея метода Теосинтез® состоит в том, что человек в любом случае принимает решение самостоятельно: осознанно и целенаправленно или бессознательно и рефлекторно, из позиций «Я – ПРИЧИНА» (влияние) или «Я – СЛЕДСТВИЕ» (реагирование).

Позиция «Я – СЛЕДСТВИЕ» не предоставляет возможности влияния на исход события. Позиция «Я – ПРИЧИНА» позволяет пошагово создавать в любом проекте максимально соответствующий истинному желанию человека результат. Управление процессом в конечном итоге приносит человеку удовлетворение за счет соответствия ожидаемых и полученных показателей.

Фокус управленческого внимания определяет мотивацию, намерения и цель человека, а также комплекс действий, который он выбирает для достижения этой цели, и методы оценки результата.

В позиции управления «Я – ПРИЧИНА» человек осознанно контролирует цепочку достижения результата, учится видеть истинные смыслы и управлять своим выбором.

В позиции «Я – СЛЕДСТВИЕ» человек не управляет решением и результатом, а реагирует на внешние обстоятельства.

Схематическое представление метода

Метод утверждает, что любой результат деятельности человека внутри его сознания раскладывается на 7 основных ценностей, посредством которых оценивается и воспринимается удовлетворение результатом.

С повышением уровня соответствия результата поставленной цели, растет удовлетворение человека как от самого результата, так и от процесса его реализации.

К семи основным ценностям относятся:

  • 1 Благополучие
  • 2 Признание
  • 3 Безопасность
  • 4 Здоровье
  • 5 Любовь
  • 6 Свобода
  • 7 Польза

Важным является сбалансированное отношение перечисленных 7 ценностей друг к другу. Фокус управленческого внимания должен быть равномерно распределен между каждой из них. В случае, если одна ценность выделяется как приоритетная, возникает «эффект абсолютизации» и человек теряет возможность грамотно управлять всей системой как единым проектом.

Стремясь реализовать любую идею, человек осознанно или подсознательно ведом потребностью получать удовольствие. Уровень соответствия результата заданной цели является индикатором уровня удовлетворенности любой своей деятельностью и жизнью в целом.

Уровни сознания

Для того, чтобы максимально выгодно распоряжаться своими ценностями и компетентно управлять ими, необходимо знать и понимать уровни развития сознания, которые метод Теосинтез® выделяет как:

  • 1. Каменный уровень сознания. Главная ценность – стабильность. Изменяется только за счет внешних условий. В социуме представлен массовым сознанием.
  • 2. Растительный уровень. Главная ценность – удовольствие. Двигается, но не отрывается от точки стабильности. В социуме – люди максимально приближенные к массовому сознанию (mainstream) т.н. дельцы, которые могут самостоятельно создавать ресурсы для получения удовольствия (например, зарабатывать деньги) при этом количество их материальных благ ограничено их способностями.
  • 3. Животный уровень. Главная ценность – власть. В социуме – люди, которые обладают и распоряжаются той или иной формой власти.
  • 4. Человек говорящий. Главная ценность – знания. В социуме – ученые всех мастей. Люди, которые обладают и распоряжаются интеллектуальной деятельностью.
  • 5. Мудрец. Главная ценность – опыт. В социуме представлен людьми, которые знают, умеют, учителя по умолчанию, наставники, мастера, эксперты, мэтры, те, на которых ориентированы все нижестоящие.
  • 6. Адам (креатор, создатель) Главная ценность – идеи, смыслы, суть, единство в многообразии интерпретации одних и тех же смыслов, где эти интерпретации воспринимаются цельно и без противоречий. В современном социуме уровень представлен людьми–инноваторами, трендмейкерами – задают непреодолимые и необратимые изменения везде и во всем.
  • 7. Творец – высшая точка сознания в человеке. Главная ценность – совокупность всех ценностей. Существо, которое гармонично, естественно, бесконфликтно и целостно вбирает в себя все нижестоящие уровни и управляет ими.

Теосинтез® – это соединение человека с уровнем творца. Для того, чтобы это произошло, необходима полная готовность к этому шагу, преодоление и освоение всех предыдущих ступеней сознания.

Ключевые правила использования метода

Теосинтез® – метод, подходящий людям с определенным уровнем осознанности, духовности, мышления.

Базовыми принципами метода являются:

  • Иерархия управления Каждый верхний уровень управляет нижними через предыдущий;
  • Управление происходит сверху вниз, а развитие – снизу вверх.
  • Управление по принципу «вверху – основа, внизу – последствия»

В процессе работы над мышлением человек учится видеть концептуально. Для этого в методе сформирована определённая последовательность действий мастера мышления в ходе обучения:

  • Вынесение специалистом всех паттернов поведения на экран, где экран – это внешний носитель (напр. лист бумаги, доска, монитор компьютера), на который тренируемый экстраполирует свои мысли в определенном порядке.
  • Разбор и присваивание названий паттернам. Мастер мышления именует каждую из установок тренируемого, выделяя их «имя» и «функцию».
    «Имя» – это название объекта, роли (кто).
    «Функция» – определение реализации этой роли (что делает).
    Пример: «имя» – радость, «функция» – подъем настроения.
    «Имя» заведомо дает человеку понимание его «функции».
  • Определение функционала тренируемого. Совместно с обучающимся специалист расписывает функционал человека, отвечая на вопрос: «Кто я в мире». Мастер мышления помогает человеку найти ответ на выше поставленный вопрос, рассматривая все «имена» и «функции» в деталях.
  • Распаковка «имен». Каждое «имя» мастер мышления распаковывает на «функции», фиксируя через какую систему ценностей обучаемый стремится ее реализовывать, смотря на работу над проектом через логику мастера.
  • Формирование проекта. Специалист превращает концепцию в проект: выбирает точку начала и точку завершения, полностью выстраивает путь, разбивает его на 7 ключевых этапов. Каждый этап также разбирается на 7 частей, а далее закрывается во времени, приобретая срок завершения.
  • В каждом этапе работы мастер мышления совместно с клиентом тренирует отдельную прописанную функцию, которая изучается и практикуется человеком в жизни, как, например, роль актера репетируется и оттачивается для спектакля.

Сроки обучения

Обучение методу длится 12 месяцев и включает в себя как минимум 32 сессии, которые делятся на 4 ключевых этапа.

Этапы разделены на одинаковые временные отрезки, однако количество сессий в каждом из этапов отличается (от наиболее интенсивных до поддерживающих). На каждом из них идет работа с выделенной задачей.

В завершении каждого из этих этапов человек производит расчет полученных результатов, на основании которого он движется дальше.

Перевод концептуального видения жизни в проектное осуществляется на основе составленного на основании имеющегося расчета конкретного плана, в котором все внутренние процессы, просматриваемые через 7 ценностей, понятны, ими можно управлять, последовательно двигаясь в логике креатора.

  • На I этапе происходит взлом имеющихся парадигм, конфликт существующих привычек и закладываемых. Человек сталкивается с привычным, неэффективным мышлением и только пробует внедрить в свою повседневную жизнь эффективное мышление, преодолевает ранее сложившиеся установки.
  • На II этапе остро ощущается внутренний конфликт, который необходим для движения и развития. Человек понимает причину и следствие его изменений, тренирует новые привычки в повседневной жизни, применяя силу воли для их закрепления.
  • На III этапе человек встраивает новые привычки в свою жизнь, осознает их вне конфликта. Также тренируемый фиксирует в своем поведении эффективное мышление и видит его показатели в действительности.
  • На IV этапе осуществляется шлифовка достигнутого результата. Человек видит общий результат работы в виде сформированного роботосознания, становится способен «посчитать» свои достижения, увидеть и оценить что он достиг за период обучения.

С прохождением каждого из этапов человек осваивает для себя новую систему действий:

  • осознает возможности
  • верит в гениальность собственных идей
  • действует (реализует задуманное)

В результате первичной консультации человек с помощью специалиста подробно описывает замысел, свою идею и финальную цель (глубоко описанный и продуманный результат), которую человек хочет достигнуть (включая желаемое к получению и/или осуществлению).

В период прохождения обучения у тренируемого изменяется восприятие своих возможностей, он приближается к пониманию их неограниченности. Благодаря этому повышается мотивация, растет производительность выполняемых действий и аккумулируется дополнительная энергия (за счет того, что в процессе овладения методикой, человек уверенно и целенаправленно, конструктивно, компетентно вкладывается в реализацию задуманного).

Оценка результатов обучающегося ведется по шкале соответствия полученного результата задуманному, уровню удовлетворения. К примеру, после раскрытия основных ценностей становится понятно, от чего и в какой мере человек получает удовольствие. Если он испытывает радость от признания, можно считать, что эта эмоция – радость победителя от конкретных действий и результатов.

Оценка результатов

В процессе работы человек пошагово, согласно построенному на первичной консультации проекту, идет к осуществлению задуманного. По окончанию каждого из 4 этапов подсчитывается индекс полученного результата, по окончанию полного курса – общее соответствие задуманного и достигнутого, производится подсчет конкретных материальных индексов в поле 7 ключевых ценностей.

Оценивается результат по 10-ти бальной шкале.

  • 8-10 баллов в каждом пункте – результат максимально соответствует замыслу, метод освоен и присвоен.
  • 6-8 баллов в каждом пункте – освоен как «хорошее знание».
  • Менее 5 баллов в каждом пункте – человек не овладел методом.

Взаимосвязь метода с различными науками

Возможность перепрограммировать свое сознание пошагово объясняется с точки зрения когнитивной психологии, рассматривающей мозг как детерминированный биокомпьютер, что делает эту науку отчасти смежной с наукой о разработке искусственного интеллекта.

Когнитивная психология также занимается моделированием алгоритмов работы мозговых функций, изучает и объясняет прямое взаимодействия оперативной и долговременной памяти, восприятия, внимания и языка.

Нейропсихологи и нейролингвисты, изучающие устройство функционирования нервной системы и паттерны поведения человека, научно обосновали, что язык и речь – одни из основных инструментов мышления и являются способом творческой инновационной деятельности человека.

Возможность тренировки мозга и полного перепрограммирования восприятия человека утверждается и обосновывается в нейробиологии, где свойство изменения человеческого мозга под воздействием опыта определяется, как нейропластичность. Процесс, называемый научением, может происходить с помощью возникновения, разрушения и изменения прочности связей между нейронами, а также под воздействием нейрогенеза. Понятие нейропластичность признается современной медициной, как явление, используемое в обучении и восстановлении поврежденного мозга, а также развитии памяти.

Нейротеология изучает и исследует то, как духовность влияет на физическое и психическое здоровье, а также мышление человека. Исследователи этой областя четко прослеживают корреляцию между развитием мозга и эмоционально-чувственным восприятием мира.

Анализ языка разбирается и обосновывается учеными лингвистами, как системы кодов и преобразование мысли в действие согласно алгоритму принятия решения (мысль – слово – действие – результат), подробно разбирается и обосновывается учеными лингвистами. Кроме того, он определяет теорию принятия решений, где на первый план ставится анализа ситуации, идентификация проблемы и постановка цели. На втором плане стоит поиск необходимой информации, выработка путей возможных решений, определение критериев оценки этих решений, разработка индикаторов для мониторинга и оценки реализации решений.

Также в процессе создания концептуальной модели жизни, зафиксированной во временных рамках, метод теосинтез использует 12-месячный период, построенный на научно обоснованном пути от решения сменить привычку до полного её внедрения и роботизации.

Фиксация внимания на 7 ценностях подтверждается исследованиями об эквивалентности максимального объема «оперативной памяти» мозга, а значит одновременной концентрации не более, чем на 7 объектах внимания. Число 7 связывают с количеством синапсов головного мозга и спецификой взаимосвязей между ними.

Метод Теосинтез® использует самые разные инструменты достижения желаемого результата. Например, специалист в своей работе применяет как классическое менторство, так и приемы коучинга, разбивая общую модель жизни на конкретные цели и помогая достигать их, тренируя и оттачивая навык в процессе.

Задача метода

Вырастить внутри человека мастера, который видит жизнь, как проект, мастерски относятся к построению своей реальности и применяет базовые знания и навыки креатора в бизнесе, семье, по отношению к своему здоровью. Метод должен научить рептилоидный мозг (работающий в режиме «сохранение») работать в креативном режиме («развитие») и получать от этого удовольствие. Все, что человека атакует и заставляет разрушать – страх того, чего человек не знает и не видит. Цель здесь не победить, а подчинить через обучение и тренировку.

1 / 6